Демонстрационная версия. Вы можете скачать полную версию по кнопке ниже.

Белорусские народные мелодии в симфонии Д. Лыбина «Классик-Авангард»

Научные публикации последних десяти лет о современном музыкальном искусстве, опыт личного общения с белорусскими и зарубежными коллегами позволяют сделать вывод о том, что композиторское творчество в начале XXI века во многом продолжает развиваться в русле философии и эстетики постмодернизма. Наиболее актуальными для сферы композиторского творчества являются тенденции, в рамках которых происходит выработка нового музыкального мышления, вбирающего в себя все компоненты музыкально-языковых систем, накопленных многовековой историей музыки. Именно с синтезом и взаимодействием традиций прошлого и настоящего, академического и популярного, национального и общемирового композиторы и учёные увязывают перспективу становления музыкального искусства в XXI веке.

Современная белорусская композиторская школа развивается в общемировом контексте, однако имеет свою уникальную специфику – это опора на богатейший пласт национальной аутентичной музыкальной культуры, стремление многих белорусских авторов интегрировать народный мелос в формы и жанры академической музыки. Эти процессы происходят в рамках различных стилевых направлений, обретая разное эстетическое, содержательное и техническое воплощение в текстах конкретных произведений. Интересные опыты внедрения белорусского фольклора в академическую музыку последних лет связано с явлением полистилистики, которую последовательно развивает в своём творчестве композитор Дмитрий Лыбин.

Полистилистика – «это композиционная техника, в основе которой лежит соединение в одном произведении двух и более стилевых моделей (чаще выраженных персонифицировано, в виде тем-цитат или квазицитат, реже – рассредоточенных в музыкальной ткани) – в контрастном или взаимодополняющем соотношении» [6; 431]. Под термином «полистилистика» понимают также художественный метод, который отражает определённый тип мышления композиторов различных эстетических позиций, объединённых стремлением создать единый, синтетический музыкальный язык.

Симфония «Классик-Авангард» для камерного ансамбля (2006) –  одно из наиболее показательных полистилистических произведении Д.Лыбин. Здесь взаимодействуют следующие стилевые модели: венский классицизм (цитаты и квазицитаты тем ряда произведений Й.Гайдн, В.А.Моцарт, Л.В.Бетховен; стилизации Д.Лыбина), белорусская авторская массовая песня второй половины XX века (цитаты тем И.Любана, В.Оловникова, Н.Соколовского), советская киномузыка 1970-80-х гг. (стилизации музыки А.Колкера и цитата темы В.Дашкевича), белорусский музыкальный фольклор (мелодии «Ах, ты, Юрачка», «Хлопец пашаньку пахае», «Танцавала рыба з ракам», «Гарні, гарні бульбу з печы»). Венский классицизм, как генеральная стилевая модель, обеспечивает взаимодействие других стилевых моделей на базе четырёхчастного сонатно-симфонического цикла: 1) Maestoso – Allegro assai – сонатная форма с медленным вступлением; 2) Andantino – двойные вариации; 3) Menuettо con polka – сложная трёхчастная форма, 4) Finale – сонатная форма. Репрезентанты всех стилей соотносятся, взаимодействуют между собой как разделы, как тематический материал музыкальных форм классического сонатно-симфонического цикла, как элементы фактуры, контрапункты гомофонно-гармонического склада музыки, свойственного классицизму. Следует акцентировать внимание на том, что стили в произведении представлены, в основном, персонифицировано: посредством тем, за которыми угадываются личности их авторов, в том числе и обобщённый образ белорусского народа. В результате чего темы, кроме сугубо конструктивно-музыкальных функций, обретают функции персонажей, а сама симфония воспринимается как своего рода спектакль или, скорее, карнавальное представление разнохарактерных и разностильных масок, в котором белорусские народные мелодии играют далеко не последнюю роль. Кратко рассмотрим композиционно-технические и драматургические аспекты включения народных тем в текст симфонии.

В первой части произведения стиль белорусского музыкального фольклора проявляется в виде начального мотива шуточной песни «Ах, ты, Юрачка». Вместе с типичным идиоматическим оборотом музыкальной речи классицизма, с которым сочленяется мотив, они составляют основной интонационный материал побочной партии (далее ПП):

а – начальный мотив песни «Ах, ты, Юрачка»; b – идиоматический оборот классицизма

Момент появления ПП – важная веха в драматургии экспозиции сонатного аллегро. Здесь нередко концентрируется главная идея художественного содержания сонатной формы в целом. В ПП первой части симфонии происходит симбиотическое взаимодействие элементов стилей фольклора и классицизма. Д.Лыбин подчёркивает интонационное родство народной темы с классицизмом, что закладывает дальнейший вектор в использовании народных тем в симфонии.

Во второй части наблюдается взаимодействие разностильного материала в рамках формы двойных вариаций на сопрано остинато. Специфика этой формы в симфонии «Классик-Авангард» следующая: двукратному вариационному переизложению подвергаются трёхчастная форма, состоящая из трёх периодов: A(первая тема)+B(вторая тема)+C(интермедия). Первая тема (А), следующая после короткого 2-тактового вступления, – песня «Хлопец пашаньку пахае». Интонационное и структурное строение мелодии – периодичность, квадратность, ладово-функциональная определённость и простота мотивов – позволяют теме органично вписаться в стилевой контекст классицизма. Вместе с тем, принцип вариаций на сопрано остинато, когда сама мелодия остаётся неизменной, а варьируется только музыкальная ткань вокруг неё, позволяет автору создавать разнообразную палитру разностильных контрапунктов, которые окрашивают тему в разные стилевые оттенки: от классицизма, до неоклассицизма c элементами коллажной полистилистики.

В третьей части разделы сложной трёхчастная формы (АВА) соотносятся как жанры менуэт (А) и польки (B). В данной части идея симбиоза разностильных моделей достигает апогея. Так, главная тема раздела А это симбиоз двух поразительно схожих интонационно и структурно тем, воспринимаемых как народные: основной темы II ч Симфонии № 53 D dur Й.Гайдна и темы песни И.Любана «Бывайце здаровы». Данное подобие тем, замеченное Д.Лыбином, конечно, не в коей мере не указывает на плагиат в творчестве И.Любана. Скорее, оно говорить об интонационных архетипах славянского фольклора двух тем, которые, осознанно или подсознательно, нередко интегрируются в музыкальное мышление европейских композиторов разных школ и эпох. Музыкальный тематизм польки (средний раздел (B)) основан на симбиотическом сплетении мотивов также интонационно близких народных мелодий: «Танцавала рыба з ракам» и «Гарні, гарні бульбу з печы». Тема среднего раздела, синтезируя ритмоинтонации популярных белорусских полек, являет собой аллюзию на некий инвариант народного танца.

В финале репрезентанты стиля белорусского музыкального фольклора отсутствуют.

Подведём итоги. Включения народных мелодий в полистилистический текст симфонии Д.Лыбина «Классик-авангард», где они взаимодействуют с репрезентантами других стилей, демонстрируют несколько важных моментов. Во-первых, интеграция белорусского музыкального фольклора в структуру жанров и форм академической музыки может обретать форму симбиоза, базирующегося на синтезе интонаций народных песен с идиоматическими оборотами музыкальной речи разных исторических и национальных систем музыкального языка европейской культуры. Во-вторых, мелодии белорусского фольклора способны выполнять функции структурных элементов классических форм или гомофонно-гармонического склада, не создавая при этом стилевого контраста или эклектики. В-третьих, в качестве знаков и структурных элементов полистилистического текста даже самые известные белорусские темы приобретают новые смысловые и образно-характерные ракурсы. В целом же, полистилистика открывает безграничные возможности работы с музыкальным фольклором, что способствует его популяризации и сохранению посредством включения в тексты произведений современных профессиональных композиторов.

Список использованной литературы:

  1. Антоневич, В.А. Белорусская музыка XX века : Композиторское творчество и фольклор / В.А.Антоневич. – Минск : БГАМ, 2003. – 409
  2. Арановский, М. Музыкальный текст : Структура и свойства / М. Арановский. – Москва : Композитор, 1998. – 343 с.
  3. Бандарэнка, К.С. Шляхі і метады даследвання беларускай камерна-інструментальнай музыкі XX-XXI стагоддзяў / К.С.Бандарэнка // Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі. – Мінск, 2010. – Вып. 16. – С. 47-50.
  4. Денисов, А.В. Музыкальные цитаты. Справочник / Андрей Денисов. – СПб. : Композитор Санкт-Петербург, 2013. – 224 с.
  5. Казанцева, Л.П. Полистилистика в музыке: лекция по курсу “Анализ музыкальных произведений” / Л.Казанцева. – Казань : Казан. Консерватория, 1991. – 36 с.
  6. Теория современной композиции : учебное пособие / МГК ; редкол. : В.С. Ценова (отв. ред.) [и др.]. – Москва : – 624 с.