Демонстрационная версия. Вы можете скачать полную версию по кнопке ниже.

УДК 78.021.2

К.Е.Яськов

 

ОТБОР В СИСТЕМЕ ТЕОРИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ НАЧАЛА XXI ВЕКА: ВОЗМОЖНОСТИ И ПУТИ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

 

Summary. The report deals with the possibilities of the most effective application of the individual selection in the musical composition in the beginning of the XXI century. The author, basing his report on the Belarusian and foreign scientists’ researches, proposes the classification of the selection and defines the fundamental units of the contemporary composer’s creative manipulation. The author also pays attention on the composer’s major professional qualities he needs to have a successful development in the contemporary social and cultural environment.

Резюме. В докладе рассмотриваются пути эфективного использовния возможностей индивидаульного отбора в музыкальной композиции начала XXI века. Автор, опираясь на научные труды отечественных и зарубежных учёных, предлагает классификацию отбора, выделяет основные единицы творческой манипуляции современного композитора, а также акцентируется внимание на тех базовых профессиональных качествах субъекта музыкальной творческой деятельности, которые нужны ему сегодня для успешного развития в рамках социокультурной среды начала XXI века.

 

 

Сочиняя музыку, композитор всегда производит определённого рода отбор. Как пишет польский композитор Б.Шеффер, автор уникального учебного пособия по композиции, «отбор является неотъемлемым компонентом самого творчества, даже тогда, когда мы об этом не думаем» [1; 13]. Выразительные средства музыкального творческого пространства уже накоплены и отобраны определённым общественным сознанием. Любой субъект творчества всегда делает некий отбор среди элементов и принципов композиции, содержащихся в той музыкальной эпохе или культурологической среде, в рамках которой он существует. Поэтому, пользуясь несколько расширенной терминологией Д.Христова, можно выделить два уровня отбора: социальный (отбор первого уровня) и индивидуальный (отбор второго уровня)[1].

Часто в качестве фундаментального элемента социального и индивидуального отборов исследователи процесса композиторского творчества, например А.Муха [4], Л.Бочкарёв [5], Г.Овсянкина [6], опираясь на теорию Б.Асафьева, выделяют интонацию. Однако, на наш взгляд, положение о «об интонациях, накопляемых общественным сознанием» и далее художественно переосмысливаемых индивидуальностью композитора полностью справедливы лишь по отношению к развёртыванию периода опус-музыки (XVIIв.-1960-е)[2], когда по ряду причин именно интонация становится фундаментальной основой композиторского мышления. До XVII столетия интонация вообще не рассматривалась как объект индивидуальной творческой манипуляции. Сферой социального и индивидуального отборов были математические законы и формулы, избираемые для организации сложной полифонической ткани произведения. С начала 1960-х годов, когда в профессиональной композиции начинают утверждаться художественные принципы постмодернизма, отбор на двух его уровнях также значительно преобразился за счёт расширения границ музыкального мышления.

Последствия этого расширения мы можем наблюдать и сегодня. В современной композиции сфера социального отбора представляет собой гигантский музыкальный словарь глобального информационного поля, а отбор индивидуальный, базируясь на постмодернистском рефлексивном осознании поликультурного прошлого и настоящего, заключается не столько в поиске индивидуализированной интонации, сколько в выборе уже наличествующей в общемировом гипертексте культуры системы музыкального мышления. Таким образом, сегодня единицы индивидуального отбора современного композитора – те или иные системы музыкального мышления, а объекты его творческой манипуляции – элементы, закономерности и принципы композиции данных систем. Характерные черты отбора начла XXI века раскрываются в феномене полистилистики, «новой эклектики» [7; 26], «культурологическом методе» [7; 24], «новом синкретизме» [7; 31], «посткомпозиции» [3; 282], где примат оригинальной авторской интонации, тематизма уступает место индивидуальному концептуально-комбинаторному решению – чётко продуманной стратегии взаимодействия различных исторических, национальных, субкультурных и индивидуальных элементов музыкального языка, обретающих в системе текста произведения функции знаков-гиперссылок в пространство опыта культуры.

Отбирая и комбинируя разностильные элементы, автор, как правило, опирается на художественно-эстетические ценности социокультурный среды, представителям которой он и адресует своё произведение. Современный профессиональный композитор ясно понимает, что контекст той или иной культуры или субкультуры – неотъемлемый фактор наделения значениями элементов текста его конкретного произведения или даже всего творчества. Поэтому сейчас актуальной проблемой для композитора является отбор социокультурного контекста, как программирования возможной амплитуды порождения смыслов при восприятии определённой аудиторией реципиентов его музыкального опуса. Такое программирование начинается с того, что композитор аналитически осмысливает мировосприятие, мировоззрение и мироощущение музыкальной картины мира определённой культуры (субкультуры). Затем, постигнув художественные ценности этой общности, вырабатывает стратегию взаимодействия с её эстетико-аксиологическим контекстом. Здесь существую 3 основных пути: 1) композитор отбирает из сферы глобального информационного пространства те музыкальные образы, и те средства их музыкального выражения, которые наиболее гармонично вписываются в картину мира индивидуумов культуры (субкультуры); 2) композитор сознательно экспериментирует с уже существующими в данной культуре (субкультуре) нормами и ценностями, вырабатывая новые эстетические идеалы; 3) композитор целенаправленно вступает в противоречия с музыкальной картиной мира представителей культуры (субкультуры). В любом случае автор, сознательно избирая один из этих путей, планирует наиболее эффективную стратегию творческой самореализации в социальной среде, целеустремлённо выполняя в системе культуры (субкультуры) функции «хранителя традиций», «новатора», «эпатажного скандалиста» и т.д.

Самодостаточность музыки становится мифом в пространстве, где контекст способен менять восприятие и смысл любого музыкального произведения. Всё больше композиторов, понимая это, относятся к избранию стратегии взаимодействия с той или иной социокультурной средой как первооснове, влияющей на отбор музыкальной лексики для написания конкретного произведения. В этой связи, композитор начала XXI века для успешной самореализации должен научиться ориентироваться в палитре музыкальных диалектов и социокультурных контекстов пёстро стратифицированного общества. Сегодня нет никаких идеологических рамок, ограничивающих процесс музыкального творчества. Композитору остаётся только выбирать направленность своей деятельности, опираясь на запросы конкретных слушателей, исходить из конъюктуры и востребованности музыкального рынка или субкультурных потребностей. В современных культурологических реалиях композитору необходимо быть универсалом, готовым выполнить любой творческий заказ. Отсюда фундаментальные профессиональные требования: совершенное владение навыками, связанными с переработкой и отбором безграничного потока внешней и внутренней информации, обладание глубокими познаниями в сфере теории и истории музыки, эстетики, философии, культурологии, социологии искусства, психологии, и, наконец, практическая способность воплощения знаний, связанная с умелым применением широкого спектра техник письма.

Подведём итог. Сфера профессиональной музыкальной композиции в начале XXI века представляет собой синтетическую систему, созданную на основе рефлексивного осознания многоуровнего опыта культуры. Данное обстоятельство расширяет границы социального отбора до масштабов глобального информационного пространства и выводит индивидуальный отбор композитора в сферу целенаправленного выбора элементов и принципов композиции различных временных и культурологических пластов. Индивидуальность творца музыки ныне кроется не на уровне интонационного отбора, а на уровне индивидуальной стратегии комбинаторики, организующей микро- и макроструктуры произведения. При этом эстетическую и художественную ценность творчество композитора приобретает в рамках определённого социокультурного контекста, что, как следствие, требует от субъекта творчества глубокого понимания процессов формирования систем музыкального мышления в различных субкультурных пластах современной культуры. В целом же функция профессионального композитора в художественном пространстве начала XXI века, сводится к тому, чтобы, решая конкретные творческие задачи, генерировать средствами музыки структуры мышления, обогащающие сознание социума новым видением картины мира.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Schaffer, B. Wstęp do kompozycji / Bogusław Schaffer. – Warszawa ; Kraków : polskie wydawnictwo muzyczne, 1976. – 471 s.
  2. Христов, Д. Теоретические основы мелодики. Опыт описания аналитического подхода к отдельной мелодии : Исследование / Димитр Христов. – М. : Музыка, 1980 – 256 с.
  3. Мартынов, В.И. Зона opus posth или Рождение новой реальности / В.И. Мартынов. – Москва : Классика-XXI, 2005. – 288 с
  4. Муха, А.И. Процесс композиторского творчества (Проблемы и пути исследования) / А.И. Муха. – Киев : Музична Україна, 1979. – 272 с.
  5. Бочкарёв, Л.Л. Психология музыкальной деятельности / Л.Л. Бочкарёв. – Москва : Классика-XXI, 2006. – 352 с.
  6. Овсянкина, Г.П. Музыкальная психология / Г.Овсянкина. – СПб. : Союз художников, 2007. – 240 с.
  7. Теория современной композиции : учебное пособие / МГК ; редкол.: В.С. Ценова (отв. ред.) [и др.]. – Москва, 2005. – 624 с.
  8. Мдивани, Т.Г. Западный рационализм в музыкальном мышлении XX века / Т. Мдивани. – Минск : Бел. навука, 2003. – 327 с.
  9. Социология искусства : учебник / В.С. Жидков (отв. ред.) [и др.]. – СПб. : Искусство-СПБ, 2005. – 479 с.

[1] Д. Христов в своёй работе «Теоретические основы мелодики» исследует отбор первого и второго уровней только применительно к интонации [2].

[2] Термин и датировка В. Мартынова [3].