Демонстрационная версия. Вы можете скачать полную версию по кнопке ниже.

Метод полистилистики как системный объект: структура и элементы

Композиторское творчество последних десятилетий во многом является рефлексией, направленной на художественное осмысление всего пёстрого спектра музыкальных пластов мирового мультикультурного пространства. В отечественной и зарубежной академической музыке начала XXI столетия данная тенденция находит своё воплощение в методе полистилистики – системе теоретико-практических знаний, умений и навыков композитора, в рамках которой возможно как сопоставлять, так и интегративно синтезировать характерные особенности музыкального языка любого национального, исторического и  индивидуального стиля.

Стиль (стилевая модель) в системе метода полистилистики представляет собой целостный многопараметровый композиционный элемент художественной манипуляции. Процесс композиторского творчества в рамках полистилистики предполагает создание структуры произведения из взаимодействия по вертикали (в виде контрастных пластов) или горизонтали (в виде разделов формы) двух и более стилевых моделей. Могут использоваться целостные или неполные модели. В последнем случае композитор предварительно аналитически расчленяет стилевую модель на различного рода стилевые детерминанты – сегменты стиля – и затем использует их в звуковой ткани или структуре произведения вместе со стилевыми детерминантами других моделей.

Структура системы метода полистилистики можно представить как три иерархически соподчинённых между собой логических композиционных уровня:

  1. Предкомпозиционный уровень – это сфера совокупного предкомпозиционного (данного до всякого индивидуального процесса сочинения музыки) материала, которая мыслится композитором как упорядоченный опыт мировой музыкальной культуры, запечатлённый в его сознании в виде сложной системы многопараметровых единиц информации – стилей. Стили здесь являются комплексными информационными единицами индивидуального или коллективного музыкального опыта (слухового, научно-теоретического, художественно-практического и проч.) представителей какой-либо культуры или субкультуры.
  2. Макроуровень – сфера композиционных приёмов.

Полистилистика включает в себя целую систему композиционных приёмов. Их классификацию мы можем найти в теоретических трудах А.Шнитке, Г.Григорьевой, Л.Казанцевой, А.Соколова, Е.Назайкинского, Е.Чигарёвой. В данном докладе мы будем пользоваться несколько расширенной и более детализированной классификацией А.Шнитке.

Прежде всего, выделим два основных принципа композиторской работы со стилевыми детерминантами: принцип цитирования и принцип аллюзии.

А. Принцип цитирования проявляется в следующих приёмах:

  1. Музыкально-текстовая цитата – введение в авторский текст фрагмента музыкального текста иного происхождения (микроцитата) или произведения целиком (макроцитата):
  • точная музыкально-текстовая цитата – вставка в авторский текст чужого нотного текста без каких-либо изменений;
  • переработанная музыкально-текстовая цитата – вставка в авторский текст чужого нотного текста с незначительными изменениями, дополнениями или сокращениями, не препятствующими идентификации и узнаванию некоего первоисточника (эпохи, направления, композитора и т.д.);
  1. Цитата стиля:
  • квазицитата (псевдоцитата) – вставка в текст произведения контрастного в стилевом отношении фрагмента в виде стилизации, в точности и целостности воспроизводящей какой-либо исторический, национальный или индивидуальный композиторский музыкальный стиль, и создающей иллюзию полного стилевого сходства с неким первоисточником;
  • цитата компонентов стиля (отдельных стилевых детерминант) – использование при сочинении произведения одного и более стилей не как целостных систем выразительных средств, а в виде одного или нескольких стереотипных микроэлементов (формы, ритмики, мелодических интонаций, гармонических последовательностей, фактуры, способа инструментовки, коммуникативных схем, жанров и проч.).
  1. Адаптация – техника пересказа чужого нотного текста собственным музыкальным языком, «свободное развитие чужого материала в своей манере» [7, 146], сочинение на основе заимствованной стилевой модели.

Б. Принцип аллюзии – намёк в тексте на известный музыкальный стиль.  По определению А.Шнитке: «Аллюзия проявляется в тончайших намёках и невыполненных обещаниях на грани цитаты – но не переступая её» [6, 147]. Композитор говорит, что какая-либо «классификация здесь невозможна, возможны лишь примеры» [7, 147].

При построении типологии приёмов полистилистики необходимо также учитывать такой немаловажный момент как степень контраста, возникающая между музыкальными пластами. Здесь различает два вида полистилистики: коллажную и симбиотическую (терминология К.Штокхаузена) [8, 437].

  1. Коллаж[1] (франц. collage – наклеивание) – техника, при которой целое создаётся путём соединения разнородных цитат из произведений других композиторов (или также своих собственных) наподобие композиционной мозаики. «Коллаж, по Штокхаузену, имеет цель «сопоставить предметы бессвязно, чтобы они сталкивались, ударялись друг о друга»» [7, 437]. Коллажная полистилистика тесно связана с принципом монтажа. Различают вертикальный и горизонтальный монтаж.
  2. Симбиоз[2] (от греч. symbiosis — совместная жизнь) – сплав, синтез, слияние-взаимопроникновения разных традиций, в противопоставление коллажным-столкновениям[3] [7, 437].

В целом макроуровень полистилистического произведения – это система взаимодействия одной и более стилевых моделей – конкретных стилей, отобранных композитором из сферы предкомпозиционного материала. Здесь стили (как целостно, так и фрагментарно-сегментировано) – композиционные элементы художественной манипуляции, «структуры с заданными значениями», во взаимодействии которых заключается концепт, содержание опуса, и одновременно содержатся принципы построения архитектоники произведения[4].

  • Микроуровень – сфера композиторских техник.

Микроуровень полистилистического произведения – система взаимодействия разномасштабных стилевых детерминант в конкретном музыкальном звучании. Стили обозначают себя посредством акустических репрезентаций своих детерминант в звуковой структуре произведения.

Из приведенной выше характеристики уровней полистилистики видно, что сфера организации микроуровня произведения предполагает потенциальное использование любой композиторской техники. Поэтому неслучайно А.Соколов, вслед за П.Булезом, справедливо называет полистилистику «техникой техник» и «техникой, поднятой на уровень идеи» [7, 107]. Полистилистика – своего рода метасистема техник, а если взглянуть шире – метасистема всех без исключения теоретических и практических знаний, умений и навыков мировой культуры в области музыки и музыкального творчества, данные о которых присутствуют в современной информационной среде. Неслучайно О.Кузьменкова, обобщая мнения М.Арановского, В.Медушевского, Л.Гильденсона и других учёных, пишет о полистилистике как об «особой творческой концепции стиля», «новой логике стиля», организованной наподобие «системы систем», некой стилевой метасистемы, которая, отражая «стилевой плюрализм как факт, как способ существования музыкальной культуры последней трети XX века, моделирует полифонизированное сознание современного художника, творчески оперирующего всем культурным опытом человечества» [9].

В заключение отметим следующее. Полистилистика – система  знаний умений и навыков композиции, синтезирующая в себе достижения многовековой художественной практики мировой музыки и системы теоретического знания европейского музыковедения. Владение композиционно-техническом аппаратом данного метода позволяет композитору отражать мультикультурное пространство, путём моделирования средствами музыки его структуры и процессов, а также выражать способ восприятия современной картины глобального мира, присущий психологии человека европейской культуры начала XXI века.

 

Список источников:

  1. Казанцева, Л.П. Полистилистика в музыке: лекция по курсу “Анализ музыкальных произведений” / Л.Казанцева. – Казань : Казан. Консерватория, 1991. – 36 с.
  2. Каяк, А.Б. Методология исследования культурных обменов в музыкальном пространстве / А.Б. Каяк. – Москва : Академический проект, 2006. – 256 с.
  3. Когоутек, Ц. Техники композиции музыки XX века / Когоутек Ц. – Москва : Музыка, 1976. – 368 с.
  4. Мдивани, Т.Г. Западный рационализм в музыкальном мышлении XX века / Т. Мдивани. – Минск : Бел. навука, 2003. – 327 с.
  5. Муха, А.И. Процесс композиторского творчества (Проблемы и пути исследования) / А. И. Муха. – Киев : Музична Україна, 1979. – 272 с.
  6. Назайкинский, Е.В. Логика музыкальной композиции / Е.В. Назайкинский. – Москва : Музыка, 1982. – 319 с.
  7. Соколов, А.С. Ведение в музыкальную композицию XX века / А.С. Соколов. – Москва : Гуманитар. изд. центр Владос, 2004. – 231 с.
  8. Теория современной композиции : учебное пособие / МГК ; редкол.: В.С. Ценова (отв. ред.) [и др.]. – Москва : – 624 с.
  9. Современное музыкальное образование — 2003: Материалы международной научно-практической конференции [Электронный ресурс] / Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам». – Москва : Федеральное агентство по образованию, 2005. – Режим доступа : http://window.edu.ru/window_catalog/pdf2txt?p_id=27912&p_page=16. – Дата доступа : 25.03.2009.

 

 

[1] Термин заимствован из изобразительного искусства.

[2] Термин заимствован из биологии.

[3] Исследователи справедливо подчеркивают, что современная полистилистика модулирует в моностилистику нового склада (термин Г. Григорьевой), где музыкальная сфера используемого материала устремлена уже не к заострению конфликтов, а, напротив к их сглаживанию. Сами же формы синтеза становятся более разнообразными.

[4] А.Шнитке подчеркивал значение полистилистики как важного драматургического средства, обуславливающего логику композиции.